Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 


КАК ВОЗНИКЛА МАГИЯ
 
Доброго времени суток!

У первобытного человека основной целью было выжить в трудных условиях. Первобытный человек действовал методом проб и ошибок. У людей той эпохи были лишь простейшие орудия труда, сделанные из камня, кости, дерева. Они были грубы и не могли обеспечить постоянные источники питания. Средства к существованию древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей, собирательством. Однако первобытный охотник, несмотря на все свое умение и искусство, часто оставался без добычи, а рыболов без рыбы: зверь исчезал из леса, рыба покидала реки. Растительную же пищу можно было добывать лишь в определенные месяцы года.

Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших далеких предков, имевшие своей целью обеспечить себя и своих близких средствами к существованию, нередко заканчивались безрезультатно. Это вызывало у них состояние неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными причинами того, что человек каменного века обратился к поискам средств практического воздействия на природу. Подобными средствами и явились магические ритуалы и обряды.

Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в пещерах Швейцарии, Германии, Францияи, которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей).Наибольшей известностью среди подобных находок (а на сегодняшний день их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 году знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия найденных здесь рисунков первобытных людей. Большая часть этих рисунков, а некоторые из них отличаются поистине громадными размерами, прекрасно сохранилась до наших дней. Во всех залах пещеры, в переходах между ними на стене и потолке первобытный художник изобразил в различных позах тех животных, которых он видел вокруг себя: оленей, медведей, кабанов и т. д. Все рисунки разноцветные: использовались три краски - черная, желтая, красная. На тела животных и рядом с ними были нанесены насечки, символизирующие полет дротика и ранение зверя. Многие рисунки носят следы от метания в них настоящих копий и дротиков. Рисунков так много, что местами они наползают друг на друга.

Настало время и люди стали замечать, что определенные действия приводят к благоприятному разрешению ситуаций и тогда стали возникать ритуалы. РИТУАЛ - от лат. rite - в установленном порядке, надлежащим образом, правильно. Те, у кого проведение ритуалов было более успешным, и стали первыми магами.

Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии достичь посредством реальных приемов и средств. Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов.

Когда благополучие всего племени становится в зависимость от исполнения магических обрядов, колдун ( маг ) становится влиятельным и уважаемым лицом и может без труда добиться ранга вождя и короля.

"МАГИИ СТОЛЬКО ЖЕ ЛЕТ, СКОЛЬКО И ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ". Е.П. Блаватская. "Разоблаченная Изида" т.1;

Скорее всего, первой возникла охотничья магия ( найдены множество фресок в пещерах, где были нарисованы сцены охоты), затем человек стал пытаться как-то договориться и умилостивить стихийные явления природы, такие как грозы, засухи, пожары, землятресения, и т.д., а также диких животных Но с безличными силами природы договориться было сложно и тогда силы природы стали очеловечивать, одушевлять и одухотворять. Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и исполняют предназначенные им в мире функции с помощью членов, как животные, или искусственных орудий, как человек. Такую форму восприятия человеком природы можно обнаружить в ранних религиозно-магических верованиях, таких как фетишизм, тотемизм и анимизм.

Термин ФЕТИШИЗМ происходит от французского слова etichisme, что в переводе означает идол, талисман. Фетишизм - это первоначальная форма религии, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства - фетиша, достигая того, что ему нужно. Фетиш - это неодушевленный предмет обладает магической силой. Духи, живущие в предметах, имеют большую или меньшую силу. У анимистов фетишами могут быть кости, палки, особой формы камни, рога животных и т. д. Фетиши используют для защиты от злых сил, и так как, по поверью, они являются обиталищем духов, то анимисты поклоняются им. Если фетиш бездействует, анимист может его побить плетью или вбить в него гвоздь, чтобы причинить духу боль за нежелание помочь. Разного рода амулеты, широко распространенные среди мусульман, на деле являются фетишами.Фетишизация объектов живой и неживой природы была многотысячелетней практикой нашего далекого предка. Она проявляется в разной степени и в недавнем прошлом, и в сегодняшние дни. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных 'ступ' (буддизм), святых мест и 'черного камня' (ислам).

ТОТЕМИЗМ - первобытная вера человека в предков животных, растений, камней, реки и т.д. Люди почитали тотемов как предков родов, как тех, кто породил перволюдей. В качестве тотемов, как правило, выступают животные, растения, а также вещи и явления природы, которым приписывают сверхъестественную, магическую связь или кровное родство с племенем. Поэтому тотем является объектом религиозного поклонения. Каждое племя имеет свой тотем, от которого зависит жизнь его членов. Тотем священен и опасен для членов племени. К примеру, если тотем племени - утка, то член племени, который убьет и съест ее, понесет наказание. И в таком качестве в будущих тотемах выискивали нечто такое, что сближало их с человеком. Например, в поэме 'Слово о полку Игореве' среди 11 тотемов много птиц. Половецкие тотемы таковы: Лебедь, Волк, Орел, Лисица, Соловей, Ворона, Галка, Сорока, Гусь, Полоз, Дятел.

АНИМИЗМ (от латинского anima, animus - дух, душа) - термин, обозначающий религиозные представления о духах и душе. Анимизм возник тогда, когда человек начал задумываться о жизни и смерти; о видениях во сне и во время экстаза; о болезни, особенно с потерей сознания и летаргических состояниях. Анимизм определяется мировоззрением, согласно которому не только человек, но и животные, растения, камни, реки, озера, поля, небесные светила и вообще все неодушевленные предметы имеют душу или являются местами, где живут духи. Души и духи уподобляются человеку: имеют форму, ум, чувства, волю и желания. Они подобны людям и в том смысле, что обладают способностью поступать разумно: милосердны, если находятся в хорошем настроении, и агрессивны, неуступчивы, если гневаются или недовольны чем-нибудь. Они любят, когда их хвалят, угождают и остаются им верными. Опасно пренебрегать ими, ибо это чревато дурными последствиями. Чтобы добиться их расположения, нужно постоянно помнить о них. Человек, приобретший однажды их доброе расположение, должен всегда следить за тем, чтобы не потерять его.Анимисты, поклоняющиеся духам, живут в постоянном страхе и стараются задобрить духов приношением жертв и исполнением разных ритуалов. Духи умерших людей представляются им опасными для оставшихся в живых. Почитание духов предков и поклонение им очень важно для анимиста. Существуют особые похоронные и другие бытовые ритуалы для защиты от духов умерших. Страх доминирует в жизни людей, придерживающихся анимистических воззрений.Анимизм как форма духовной культуры был присущ всем народам на протяжении многих тысяч лет их истории.

ШАМАНСТВО (шаманизм) - также одно из проявлений анимизма. Для шаманизма как формы религии характерна вера в то, что особые люди (шаманы) обладают сверхъестественной способностью вступать в прямое общение с духами. Шаман, в котором воплотился сильный дух, старается выгнать недоброго духа из человека или же сделать так, чтобы в того вошел дух добрый. Для того чтобы иметь власть над духами, шаманы стараются привести себя в состояние экзальтации с помощью пения и пляски, которые сопровождаются ударами в бубен. На территории СНГ шаманство особенно широко распространено среди коренных жителей Сибири. У народов Меланезии существует вера в реальность особой оккультной силы, которой обладают люди и предметы. Это так называемые маны. Маны отличаются от духов. В то время как духи могут воплощаться в личность, маны совершенно безличны. Некоторые люди и предметы имеют маны в большей степени, чем другие. Особенно много маны у вождя племени. Обыкновенный человек, который мало наделен ею, не должен касаться вещей, принадлежащих людям, которые имеют много маны. Тот, кто пренебрегает этим правилом, может заболеть или умереть. Известны случаи, когда люди коснувшись нечаянно какого-то вождя или его вещей, вскоре умирали от ужаса перед содеянным. И это служило подтверждением правильности веры в маны.

Человек делает силы природы не просто человекообразными существами, с которыми он может общаться как с равными, - это и не отвечало бы подавляющему впечатлению от них, а придает им характер отца, превращает их в богов. Тогда и появляется религия для умилоствования и умиротворения сил, стоящих выше человека, сил, которые, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - святыня, благочестие), способ жизни и мировосприятия, основанный на поклонении кумиру или кумирам, чаще всего именуемых богами. Различают монотеистические (иудаизм, христианство, ислам...) и политеистические (или языческие) формы религии.

Стремясь к умиротворению сверхъестественных сил, религия признает за богами сознательный и личный характер. Всякое умиротворение подразумевает, что умиротворяемое существо является сознательным и личным, что его поведение несет в себе какую-то долю неопределенности и что рассудительным обращением к его интересам, склонностям и эмоциям его можно убедить изменить свое поведение.

Поэтому верование и действие или вера и "дела" равно важны религии, которая не может существовать без того и другого. Не всегда, но часто религиозное действие принимает форму ритуала, то есть состоит в произнесении молитв, совершении жертвоприношений и других внешних обрядовых действий. Магию и религию роднят между собой ритуалы. Магия часто имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что также роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обращается с неодушевленными силами, то есть вместо того, чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет.

На более ранних стадиях человек добивался благосклонности богов и духов с помощью молитв и жертвоприношения и одновременно с этим прибегал к чарам и заклинаниям.

Короче говоря, человек совершал религиозные и магические обряды, произносил молитвы и заклинания на едином дыхании, стараясь добиться желаемого. Человек стал стремиться

подчинить природу своим желаниям силою чар и заклинаний до того, как стал предпринимать попытки задобрить и смягчить замкнутое, капризное гневное божество нежной, вкрадчивой молитвой и жертвоприношениями. Поэтому в эволюции человеческого рода магия возникла раньше религии.

Что же отличает магию от религии ?

1.Магия выступает как некое практическое искусство, служащее для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения определенной цели; религия - как система таких действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель.

2.Магии обладает определенной и применяемой в строгих границах техники исполнения: колдовские заклинания, ритуал и личные способности исполнителя образуют постоянное триединство. Религия во всем многообразии ее аспектов и целей не имеет столь простой техники; ее единство не сводится ни к системе формальных действий, ни даже к универсальности ее идейного содержания, оно скорее заключается в выполняемой функции и в ценностном значении веры и ритуала.

3. Верования, свойственные магии, в соответствии с ее практической направленностью крайне просты. Это всегда вера во власть человека достигать желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. В то же время в религии мы наблюдаем значительную сложность и многообразие сверхъестественного мира как объекта: пантеон духов и демонов, благотворные силы тотема, духи - хранители рода и племени, души праотцов, картины будущей загробной жизни - все это и многое другое создает вторую, сверхъестественную реальность для первобытного человека.

4.Магия, как особое искусство достижения конкретных целей, в одной из своих форм однажды входит в культурный арсенал человека и затем непосредственно передается от поколения к поколению. С самого начала она является искусством, которым овладевают немногие специалисты, и первая профессия в истории человечества - это профессия колдуна и чародея. Религия же в самых своих первоначальных формах выступает как всеобщее дело первобытных людей, каждый из которых принимает в ней активное и равное участие.

5.Еще одно различие между магией и религией - это игра черного и белого в чародействе, тогда как религия на своих первобытных стадиях не слишком интересуется противоположностью между добром и злом, благотворными и зловредными силами. Здесь опять-таки важен практический характер магии, направленной на непосредственные и измеримые результаты, тогда как первобытная религия обращена к роковым, неотвратимым событиям и сверхъестественным силам и существам (хотя, главным образом, в моральном аспекте), и потому не касается проблем, связанных с человеческим воздействием на окружающий мир.

6. Магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных определенной практической и ментальной техникой. Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Это позволяет человеку не терять присутствие духа при решении самых трудных жизненных задач; сохранять самообладание и целостность личности, когда подступает приступ злобы, пароксизм ненависти, безысходность отчаяния и страха. Функция магии заключается в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. В магии человек находит подтверждение того, что уверенность в своих силах, стойкость в испытаниях, оптимизм одерживают верх над колебаниями, сомнениями и пессимизмом

7. . Магическая деятельность может осуществляться не только индивидуально, но и коллективно и в интересах коллектива. Она может быть вредоносной по отношению к одной группе (например, чужому племени), но благоприятной по отношению к другой (например, собственной). В то же время социально-интегрирующая роль религии не исключает социальной неоднородности внутри самой религиозной общины, не препятствует дифференциации социально-религиозных статусов, обусловленной различием религиозно-культовых функций, степенью религиозной посвященности и так далее, и все это наблюдается уже в первобытном обществе .

8. Здесь следует отделить понятие заклинания от понятия молитвы. Молитва - это униженная просьба человека к божеству, которое ее может выполнить, а может и не выполнить. Заклинание же - это требование человека, уверенного в конечном результате. Достаточно произнести соответствующую формулу, и "высшая сила" волей-неволей должна выполнить требование заклинателя, поскольку она вынуждена соблюдать "правила игры" - как, впрочем, и человек. Это привело в более позднее время к острому конфликту между христианской церковью и магией

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ http://content.mail.ru/arch/arch_14825.html
С уважением Агата