Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ИЕРАРХИЯ АНГЕЛОВ В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛОВИИ
 
Слово "ангел" означает посланник, "приносящий вести". Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово "мал"ахим" (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем стало обозначать членов небесного воинства, принадлежащих к Граду Божию.

Невидимые посланники, обитатели небес, создания светлые и легкие, но также огненные и воинственные, присутствуют во многих традициях, и нет ни одной цивилизации, где не упоминались бы эти духовные сущности, которые сотрудничают с Создателем во множестве различных миссий, согласно рангам и категориям. Эти посредники между Богом и миром символизируют божественные деяния и связь бога с его творениями.

Ангелы как "посланники Божии" часто упоминаются в Писании, и вера в их существование глубоко укоренилась в христианской традиции, где это слово обозначает личные, духовные существа, более совершенные, чем человек, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. Ангелы - существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира. Они духовны и бестелесны или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они принимают видимый образ - это только случайная форма, а не постоянное бытие. Для ангелов не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены: несмотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи; несмотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям. Они сотворены свободными, а потому могут свободно устоять в добре, как светлые ангелы, или пасть, как злые духи. Они предстоят перед лицом Господа, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаются блаженством.

В Ветхом Завете содержится множество упоминаний о существах, назначение которых - передавать волю Бога роду человеческому. Ангел - это и благовестник (три ангела, пришедшие к Аврааму), и защитник праведников (разрушение Содома и Гоморры), он наказывает грешников (изгнание из Рая Адама и Евы) или предстает таинственной персонификацией самого Бога (Иаков, борющийся с ангелом).

Ангелов неисчислимое множество; в этом несметном воинстве небесном имеются разные достоинства и степени совершенства.
В V веке их различные чины были классифицированы в трактате, который в эпоху Средневековья приписывался Дионисию Ареопагиту.

Его трактат "О небесной иерархии" ("De Hierarchia Celesti") делит ангелов на три иерархии, с подразделением каждой из них на три лика ( или чина)

Первую - высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы.

Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестикрылые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл" (Ис. 6, 2). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: "Бог наш есть огнь поядающий" (Евр. 12, 29); "престол Его - как пламя огня" (Дан. 7, 9); "Вид же славы Господней... как огонь поядающий" (Исх. 24, 17). Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий" (Пс. 103, 4). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо "серафим" с еврейского языка значит: пламенеющий.

После серафимов перед всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их - "херувимы" - по переводу с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как через херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очей для боговидения и богопознания.

Затем - перед Сидящим на престоле высоком и превознесенном предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник), разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа (как пишет святой Василий Великий) называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, - как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: "Ты воссел на престоле, Судия праведный" (Пс. 9, 5). Поэтому через них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.

В средней иерархии также заключается три чина святых ангелов : господства, силы и власти.

Господства называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за этими чинами ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями. Затем - они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения.

Силы , исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворения угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса, - исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям, труждающимся и обремененным, в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, чем объясняют свое имя - "силы" - и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти со смирением, благодаря за все Бога, все устрояющего к пользе нашей.

Власти называются так потому, что имеют власть над дьяволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать дьявола.

В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.

Начала называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя их к исполнению божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охрана всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны4. Затем - служение этого ангельского чина (по объяснению святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец, ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы ближних, служа общим нуждам всех своих подчиненных.

Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Слово это греческого происхождения и переводится как "ангелоначальники", "старшие ангелы". Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами. Четыре архангела, о которых упоминается в Писании - это Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Согласно древнееврейской традиции, они поддерживают трон Бога. Архангелы, наделенные величественной красотой и божественными силами, поддерживают возвышенные отношения с бренным человеком.

Религиозная традиция насчитывает семь архангелов.

Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. "верховный военачальник") - предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.
Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника - тот же символ сокрытого таинства.
Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих.
Реже упоминаются четыре других архангела.
Уриил - это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.
Салафиил - имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.
Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой - бич, отгоняющий врагов.
Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами.

Ангелы - в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас - верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших - поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.

Ангелы живут в мире Духа, небесном мире, а мы - в мире материй. Естественно их тянет к дому. Поэтому если хотите, чтобы Ангелам было с Вами уютно, нужно сделать свой мир - мысли, чувства, окружение - более похожим на их мир. Перефразируя "Послание Иакова" - можно сказать так: приблизьтесь к Ангелам и они приблизятся к Вам. (Иак. А:8). Ангелам хорошо в окружении мыслей о мире и любви , а не в атмосфере раздражения и агрессии. Возможно, Вы не в состоянии выбросить из головы, скажем, грубияна-шофера, который подрезал Вас на дороге зимой.


Общение с ангелами

Однако вполне возможно освободиться от раздражения, начав общаться с ангелами хотя бы по несколько минут в день. Сначала избавьтесь от раздражителей. Выключите радио и телевизор, уйдите в отдельную комнату или в любимый уголок природы; представьте себе ангелов (этому помогает изображение Вашего любимого ангела, помещенное рядом) и общайтесь с ними. Просто расскажите ангелам о своих проблемах. Говорите так, будто Вы делитесь со своим лучшим другом. А потом слушайте. Молчите и ждите прихода мыслей, которые пошлют Вам ангелы. И вскоре Ваши взаимоотношения с ангелами превратятся в восходящую спираль; они помогут Вам чувствовать себя настроенным более позитивно. А позитивное состояние приблизит Вас к ангелам.


Встреча с Ангелом-Хранителем ( Из книги Кэйт Ридерс "Каббала для начинающих")

Примите удобную позу сидя или лёжа и закройте глаза. Подождите, пока ритм дыхания не установится естественным образом, без принуждения. Не теряйте осознания своих мыслей, чувств и телесных ощущений, но не прислушивайтесь к ним слишком внимательно и не держитесь за них. Пусть они приходят и уходят свободно.

1. Представьте себе, что вы идете к своему внутреннему святилищу - к месту, в котором вы чувствуете себя совершенно спокойно и в полной безопасности, самому красивому, с вашей точки зрения, месту в мире. Ощутите траву под ногами, вдохните запахи цветов, прислушайтесь к шелесту ветра в ветвях деревьев, почувствуйте тепло солнечных лучей у себя на лице. Проведите в своём внутреннем святилище какое-то время и осмотритесь по сторонам.

2. Оглянувшись вокруг, разыщите взглядом скамью, стоящую под деревом. Скамья эта может быть любого размера и цвета; неважно и то, из какого она сделана материала. Всё зависит только от ваших предпочтений. Подойдите к скамье, сядьте или лягте на нее и устройтесь поудобнее. Жизнь в окружающей вас природе должна идти своим чередом. Прислушайтесь к её ритмам и слейтесь с ними воедино. Ни во что не вмешивайтесь - просто присутствуйте в этом чудесном месте.

3. Обратите внимание на некую сущность, стоящую у вас за спиной. Это и есть ваш ангeл-хранитель. Вы можете увидеть или услышать его, воспринять его запах, дотронуться до него или просто почувствовать его присутствие. Каким бы способом вы его не восприняли, знайте, что именно этот способ сейчас подходит вам лучше всего. Позвольте этой сущности обнять вас и ощутите заключенную в ней безграничную любовь.

4. Когда вы почувствуете, что готовы обернуться, обернитесь и посмотрите на своего ангела. Он может предстать в любом образе - в образе мужчины или женщины, ребёнка или животного, в виде цвета, запаха или света, лишенного формы. Не судите о своём ангеле-хранителе по его внешнему облику. Просто примите его со всей той любовью и заботой, которую он в себе несёт.

5. Попытайтесь поговорить со своим ангелом-хранителем. Обратитесь к нему за советом по поводу какой-либо сложной ситуации, в которой вы оказались на данном этапе своей жизни. Общение может протекать как в словесной форме, так и без слов. Спросите своего ангела, как его зовут. Имя, которое он назвал, должно стать вашей тайной. Никому не открывайте его; приберегайте его на тот случай, когда вам придется воззвать к своему ангелу-хранителю за помощью.

6. Ангел-хранитель будет давать вам только конструктивные советы, способствующие вашему развитию и расширению горизонтов вашей жизни.

7. Завершив беседу, возвратитесь к осознанию окружающего мира. Ощутите поверхность, на которой вы сидите или лежите. Затем откройте глаза и запишите свои впечатления в нескольких фразах или нарисуйте картинку, отражающую полученный опыт. В дальнейшем, постарайтесь использовать эту информацию по назначению, и соотнесите её с дарами, открывшимися вам в других медитациях. После этого упражнения необходимо как следует "заземлиться".


ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ можно здесь:
http://content.mail.ru/arch/arch_14825.html

С уважением Агата