Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
 
В каждый момент нашей жизни органы чувств передают информацию из окружающего мира в наш мозг, причем часть информации мы можем осознать, а часть - нет. Какую же часть мы не осознаем? Во-первых, это подпороговые раздражения органов чувств, которые мы сознательно не можем ни услышать, ни увидеть, ни ощутить; сила этих раздражителей ниже порога нашего сознательного восприятия, но достаточная для подсознательного восприятия. Иными словами, информация, поступающая в мозг от таких раздражителей, обрабатывается не сознанием, а подсознанием. Например, многие из нас реагируют на изменение погоды. Но сознание при этом не участвует. Импульсы, раздражающие наши рецепторы, реагирующие на изменение давления, температуры и влажности, достаточно малы, чтобы быть улавливаемыми сознанием, но достаточные для того, чтобы запустить сеть приспособительных реакций организма, которые помогут легче перенести изменение погоды (например, сужение или расширение сосудов). Однако, в других условиях: при надавливании на кожу, в скоростном лифте, в самолете - мы хорошо ощущаем изменение давления; импульсы, поступающие к барорецепторам, имеют достаточную силу, чтобы человек их осознавал.

Также мы не осознаем импульсы, поступающие от рецепторов внутренних органов нашего тела (интерорецепторов), которые сообщают мозгу об их состоянии. Организм человека представляет собой устойчивую систему, отклонения которой в малейшую сторону могут привести к болезням и смерти. Поэтому даже ничтожные изменения гомеостаза (равновесия внутренней среды организма) или со стороны отдельных органов и тканей становятся известными нашему мозгу (подсознанию) с тем, чтобы были приняты меры по их устранению.

Иными словами, та информация, которая может быть обработана без участия сознания, поступает в наше бессознательное. Это дает возможность сознанию освободиться от многих функций и обратить свои возможности (в т.ч. творческие) на то, что каждый индивид считает для себя наиболее важным и интересным.

Третья причина, по которой мы не осознаем часть информации, поступающей в мозг от органов чувств, - это наша рассеянность. В каждый момент времени мы думаем о чем угодно (о завтрашнем дне, о прошедшей встрече, о друзьях или врагах, просто мечтаем, примеряем в уме новое платье или новый костюм), но только не о том, что же происходит на самом деле вокруг и внутри нас. Здесь и сейчас нас, как правило, не бывает. В лучшем случае мы слушаем музыку (тогда мы в музыке, переливах мелодии или голоса), смотрим телевизор (и мы живем вместе с героями их жизнью, но не своей!), гуляем и наслаждаемся природой, слушая пение птиц, радуясь зеленой листве, синему небу или бескрайним морским пейзажам, вдыхаем аромат цветов. Но чаще всего мы делаем все это так, как нас этому учили, так, как принято в нашем обществе. Нам нравится то, что обычно нравится большинству, а если и не большинству, то все равно какой-то общности. Мы почти никогда не отмечаем того, как в действительности реагируют клеточки нашего тела, все наше тело, на то, что мы делаем. Все наши оценки обычно сводятся только к "нравится - не нравится, хочу - не хочу, буду - не буду". А эти установки чаще всего есть результат нашего воспитания, того, что нам привили родители и окружающие нас люди, причем речь идет не только о тех вещах, о которых нам говорили: вот это хорошо, а это плохо. Обычно усваиваются не слова, а пример - то, как на самом деле поступало наше окружение. Мы переняли и надели на себя те "одежки", которые мы видели на других. И как часто мы обманываемся, когда человек, которого выбрали себе в друзья, оказался хуже недруга, когда, любя сладкие булочки, вместе с удовольствием, со временем мы приобретаем ожирение и атеросклероз. В первом случае, мы послушались своего или чужого мнения, которое, как правило, очень поверхностно и складывается по первому впечатлению на базе общепринятых установок (симпатичный, хороший, надежный), - а кто их проверял? В каких-то ситуациях это может быть действительно так, а в других - совсем наоборот: все внешнее уходит на задний план, проявляется душа, а ее так просто не увидишь. Но, если мы научимся слушать наше тело, слышать и понимать его реакцию на слабые импульсы тревоги, которые возникают в нем, когда мы общаемся с такими людьми, мы будем гарантированы от многих ошибок и разочарований.

Второй пример показывает, что мы научились хотеть сладкого, вкусного, дорогого, модного, а не чувствовать то, что действительно требуется нашему телу. Вспомните маленьких детей, которые при недостатке кальция едят мел. Кто из взрослых с остеопорозом (а это болезнь пожилых), чувствует потребность в меле? Но мы едим то, что привыкли есть, что считаем вкусным, полезным, дорогим или, наоборот, недорогим - все зависит от приоритетов и возможностей человека. Но не то, что нам действительно требуется! Мы бегаем, занимаемся зарядкой, ходим в спортивные секции или клубы, сауну и баню, и т.д. - одним словом, делаем все то, что модно и принято в нашем обществе за эталон поддержания здоровья. Но часто ли мы задумываемся: а нужно ли это конкретно мне, конкретно моему телу и моим клеточкам.

Для того, чтобы научится чувствовать и осознавать себя в каждый конкретный момент времени, необходимо научиться быть здесь и сейчас: в конкретном месте, в конкретном (своем) теле с его органами чувств и той информацией, которая поступает в наше сознание в конкретный (сейчас) момент времени.

Упражнение 1.
Прежде, чем делать это упражнение, приготовьте апельсин (мандарин или любой другой фрукт) и положите его рядом с собой. Сядьте в кресло и расслабьтесь - поза должна быть удобной. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на ступнях ног, почувствуйте в них тепло и легкое покалывание. Тепло поднимается выше, охватывает голени и колени. Вслед за теплом возникает покалывание. Ощущение такое, будто ноги "излучают". Тепло распространяется по бедрам, доходя до паха. Ноги расслабляются, им тепло и они "излучают". Уловите разницу между ногами и телом. Ноги теплые, расслабленные, "излучающие". Тепло охватывает низ живота, а затем и весь живот. Вы чувствуете, как живот "наливается", становится тяжелым, будто на нем лежит что-то тяжелое. Тепло распространяется на боковые поверхности и разливается внутри живота, затем переходит на ягодицы. Вся нижняя половина тела расслабляется и согревается. Далее теплая волна движется по спине вверх, вы чувствуете как спина теплеет, расслабляется, в ней возникает легкое покалывание. Тепло проникает внутрь грудной клетки, согревает вас. Оно охватывает грудь и переходит на руки. Руки расслабляются, теплеют, "излучают". Ощутите, как "заработали" ваши ладони: по ним как будто движется ток, вы чувствуете легкое "покалывание", "поламывание", "пощипывание". Все ваше тело расслаблено. Оно "растеклось" по полу - до такой степени оно расслабилось. Вам приятно. Вы купаетесь в приятном теплом ощущении собственного расслабленного тела. Рот приоткрыт, мышцы лица и шеи расслабились, лоб разгладился. Вспомните ощущение, когда приятный летний ветерок обдувал ваше лицо. Представьте себе, как этот ветерок обдувает ваше лицо сейчас, проникая внутрь головы. Легкая приятная прохлада растекается по голове и внутри ее. Ваше сознание ясное, мышление четкое. Вы готовы к выполнению упражнения.
Теперь откройте глаза. Внимательно обведите взглядом помещение, в котором вы занимаетесь. Пусть ничто не ускользнет от вашего взгляда. Обратите внимание на цвет и фактуру стен, потолка, пола, мебель, которая находится в этой комнате. Быть может, вы заметите, что в комнате есть что-то такое, что вас раздражает. А на что вам нравится смотреть? Взгляд снова и снова возвращается к этому объекту. Закройте глаза и мысленно еще раз осмотрите комнату. Постарайтесь вспомнить все как можно подробнее.
С закрытыми глазами послушайте звуки, которые доносятся до вас. Это могут быть звуки с улицы, а, может быть, звук работающего компьютера и т.д. "Впитайте" в себя все слышимые звуки, не пропустите ни один, даже самый незначительный шелест или шорох.
А теперь оцените то, как вы сидите. Обратите внимание на то, как ваше тело соприкасается с креслом, с одеждой, с воздухом. Оно по-прежнему расслаблено и "излучает". Нет ли где-либо в теле других ощущений: ломоты, боли, чувства зажатости. Отметьте эти точки.
Почувствуйте, как ваш язык соприкасается с небом. Проведите им по небу. Сделайте глубокий вдох. В вас входит воздух. Ощутите его движение внутрь. Медленный выдох. Воздух медленно выходит наружу. Вы чувствуете его соприкосновение с тканями дыхательных путей. Еще раз вдох.... выдох. Пошевелите правой ногой, движение любое. Проследите за этим движением. Почувствуйте, что нога движется и как она движется. Проделайте то же самое с левой ногой. Есть ли разница в ощущениях?
Откройте глаза. Возьмите в руку апельсин. Ощутите его в руке: холодный или теплый, гладкий или шершавый, приятно его держать или нет? Отметьте положение руки, когда она держит апельсин. А теперь начинайте его чистить. При этом следите за тем, что делаете, ощущая соприкосновение с апельсином и его шкурками. Почувствовав апельсиновый запах, вдохните его в себя и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на запахе. Пусть он заполнит вас. Сейчас есть только вы и запах. Может быть, у вас возникнет ощущение, что вы и запах едины?
Положите дольку апельсина в рот. И оцените как соприкосновение дольки с языком и полостью рта, так и ее вкус. Сосредоточьтесь на вкусе апельсина так же, как вы сосредотачивались на его запахе. И опять: есть только вы и вкус. Задержитесь на этом ощущении.
Теперь забудьте об апельсине и "переключитесь" на собственный мозг. Китайцы называют ум шестым органом чувств. Специально ни о чем не думайте. Вслушайтесь и всмотритесь в свой ум. Возникают ли у вас какие-нибудь мысли и образы? Если да - не останавливайтесь на них, позвольте им проходить сквозь вас. Отметьте, что даже, когда вы умышленно ни о чем не думаете, в вашей голове проносятся вереницы мыслей и образов.
Откройте глаза, потянитесь... и упражнение выполнено.

Упражнение 2.
Лучше всего выполнять это упражнение на природе: за городом или в парке. Время года значения не имеет, т.к. экспериментировать со своими органами чувств интересно и зимой, и летом. Поэтому не удивляйтесь тому, что при описании упражнения использована лексика для всех времен года: вам нужно выбрать для себя то, что подходит вам на момент выполнения упражнения.
Внимательно посмотрите (работает зрительный анализатор) вокруг. Что вы видите? Деревья, небо, облака, солнце, трава или снег, пруд, река, море и т.д. Постарайтесь, чтобы ничто не ускользнуло от вашего взгляда: какой формы листики на деревьях, какова сочность цветов зелени, неба, земли. Если это зимний период года, проанализируйте разницу в вашем восприятии зеленых елей, сосен и других деревьев, раскидистых еловых лапок или оголенных без листвы ветвей лиственных деревьев и кустарников. Оцените причудливость формы стволов и веток, то, как на них лежит снег. Обратите внимание, на что вам приятно смотреть, а на что - нет. Отключитесь от привычной манеры умиляться, как прежде и тем, чем прежде (чаще всего это не ваше умиление, а чье-то еще, привитое вам извне воспитанием или чьим-то примером). Послушайте себя: какой цвет или гамма цветов вам больше всего нравится (при взгляде на этот цвет вам становится комфортно и хочется смотреть еще и еще), а какой не нравится. Какие деревья милее вашему сердцу: большие и раскидистые или нежный молодняк? А, может быть, вас завораживают движущиеся облака и колышущиеся под порывами ветра кроны деревьев? Что больше успокаивает вас: движение и изменение или покой и неподвижность?
Теперь сосредоточьтесь на звуках (слуховой анализатор). Что вы слышите: пение птиц, шум ветра, шелест листвы или шепот кружащихся в воздухе снежинок, голоса людей, шум движущихся автомобилей и др.? Что вам приятно слышать, а что нет? Какие звуки вы хотели бы слышать еще, а какие нет? Послушайте, как реагирует ваше тело на каждый звук - что-то вызывает успокоение и расслабление, а на что-то напрягается либо все тело целиком, либо отдельные его части. Эти ощущения приятны или наоборот неприятны вам? Обратите внимание, где конкретно возникают ощущения, и каковы они: это может быть покалывание, легкое жжение, почесывание, легкая, едва уловимая ломота.
Теперь ощутите запах (обоняние) цветов и земли (или снега, еловой хвои), свежести, или задымленности, например, от костра или проезжающих мимо автомобилей. Что вы чувствуете? Какой из запахов наиболее приятен вам, какие чувства он вызывает? Откликается ли ваше тело на него (вы устремляетесь туда, где пахнет, поворачиваете голову, тянетесь рукой), или возникает напряжение в определенных группах мышц (способны ли вы уловить его?).
Потрогайте листочки, веточки, стволы деревьев. Задействуйте осязание и оцените, что вам приятнее трогать. А может быть, какая-нибудь шероховатая поверхность рождает у вас любопытство или другие чувства? Послушайте себя. Как это, когда что-то касается ваших пальцев, руки, что чувствует рука, как она движется, где вы улавливаете отклик? Прислонитесь спиной к дереву или лягте на землю, возможно, в сугроб. Как ваше тело реагирует на соприкосновение с деревом, землей, снегом. Какие эмоции рождаются в вас? Почувствуйте дуновение ветерка по вашему лицу и в волосах (теплый, прохладный, ласковый, или наоборот, холодный, обжигающий и т.д.). Какие ощущения рождаются в теле от соприкосновения с ветерком? А какие эмоции? Глубоко вдохните и выдохните, почувствуйте как воздух проникает внутрь вас и выходит наружу. Послушайте свое сердце, свое тело: где-то вы можете ощутить покалывание или легкое почесывание, или просто напряжение и зажатость.
Если вы купите что-нибудь съедобное , или, вернувшись домой, приступите к обеду или ужину, сосредоточьтесь на ощущении вкуса пищи. Если это ваше любимое блюдо, почувствуйте то, насколько оно вам приятно, так ли сильно оно вам действительно нравится или вы просто привыкли к той установке, что оно - любимое. Ощутите, что в вас вызывает тот или иной вкус: какие чувства? А может быть, вы уловите изменения в напряжении каких-либо мышц?
Видеть, слышать, осязать, чувствовать можно и в квартире. Так что, если вы не можете выйти на улицу, то проделайте все вышеизложенное с тем, что вам окружает дома. Может быть, вы заметите много такого, чего раньше и не замечали.
Это упражнение позволит вам не пройти мимо многого в жизни, научит вас не только видеть, слышать, чувствовать, но и понимать нужно ли вам, полезно ли вам то, что вы видите, слышите, чувствуете, пробуете на вкус в данный момент или этого лучше избегать.
Выполняйте его как можно чаще. Модифицируйте его, осознавая информацию от ваших органов чувств и оценивая ее (с точки зрения отклика вашего тела в первую очередь, и только потом с точки зрения разума) в любом месте и в любой момент времени. Даже если вы едете в метро, посмотрите на людей, на их глаза, взгляды, одежду, манеру держаться; оцените, приятно или не приятно лично вам смотреть на конкретного человека. Если да, то, что именно вам нравится: улыбка, глаза, ноги и т.д. А что конкретно не нравится? Может быть взгляд? А какой он? Задействуйте слуховой, обонятельный анализаторы. Проанализируйте звуки и запахи. Послушайте свое тело, то, как оно отзывается на определенных людей: может быть, к кому-то вы поворачиваетесь больше, а от кого-то усиленно отворачиваетесь, с кем-то вы вообще рядом не можете стоять или сидеть - почему? Осознайте реакции вашего тела на людей


ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ можно здесь:
http://content.mail.ru/arch/arch_14825.html

С уважением Агата