Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
?258. ВЛЕЧЕНИЯ, СТРАСТИ, ЖЕЛАНИЯ и др.
 

Сегодня продолжим разбирать понятия, чтобы у вас в дальнейшем не возникало вопросов при чтении и рассылок и специальной литературы.
Попробуем разобраться в том, что необходимо, чтобы наши потребности начали исполняться.




ВЛЕЧЕНИЯ, СТРАСТИ, ЖЕЛАНИЯ и др.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Деятельность - специфически человеческая регулируемая сознанием активность, которая направлена на творческое преобразование окружающей действительности и совершенствование самого человека.

ПОТРЕБНОСТИ
Источником деятельности, активности человека как живого существа являются потребности, то есть состояния индивида, возникающие по поводу определенной "нужды", "напряженности", "неудовлетворенности".
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.
Например, голод создает потребность в пище, невозможность решить ту или иную задачу - в знаниях, одиночество - в общении и т.д.
Эти состояния выражают зависимость человека от условий существования и развития, побуждая его действовать определенным образом в каждой конкретной ситуации

ПОТРЕБНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ на естественные и культурные.
ЕСТЕССТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - потребности, связанные с биологической организацией человека, отражают переживания его нужды в питании, дыхании, движении, в нормальном обмене веществ, самосохранении, сохранении рода и другие, которые есть и у животных. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели индивида или к вырождению вида.
КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ порождены обществом, являются социальными.
В них воплощаются нужды человека в предметах, служащих для удовлетворения какой-либо естественной потребности (например, в одежде, в жилище), а также в продуктах общественного сознания (например, в информации, музыке).
Соответственно с этим среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕДНОСТИ порождают производственную деятельность, результатом которой являются предметы и услуги.
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ порождают духовную деятельность, то есть производство творческого продукта: идей, теорий, идеалов, норм и т.д. К одной из главных в жизни человека духовных потребностей относиться необходимость в общении, которая появляется уже с первых месяцев жизни: при виде матери ребенок улыбается, тянется к ней ручками и ножками, произносит различные звуки. Еще в древности была отмечена потребность человека в познании окружающего мира.

Однако сама по себе потребность является скрытой причиной формирования деятельности и не может служить её непосредственной побудительной силой, а в лучшем случае порождает до конца неосознанное импульсивное поведение. Для возникновения сознательной, целенаправленной деятельности необходимо, чтобы потребность была в той или иной степени осознанно соотнесена с предметом ее удовлетворения (с тем, в чем человек нуждается конкретно). А это возможно лишь при условии, когда потребность становится мотивом.
Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его МОТИВ. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.
МОТИВЫ поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения).

ИНСТИНКТ - это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т. д.).

ВЛЕЧЕНИЕ
Влечение - наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение-это стремление, в котором осознается лишь недовольство каким-то состоянием, но не осознаются цель его изменения, пути и средства ее достижения.

Влечение самым тесным образом связано с элементарными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удовольствия связано с естественным стремлением к поддержанию и продолжению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. С другой стороны, всякое неприятное чувство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Влечения в их чистом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

СТРЕМЛЕНИЕ.
По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препятствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворенная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.
Когда возникает осознанная связь между влечением, неосознанно выражающим потребность, и предметом, который способен эту потребность удовлетворить, влечение переходит в желание, оно как бы <опредмечивается>, приобретает свой мотив. Подобное опредмечивание уже является предпосылкой возникновения собственно волевого процесса, здесь появляются возможности для организации действия.

ЖЕЛАНИЕ.
Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.
Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно еще не включает мысли о средствах и хотя бы мысленного овладения ими. Оно поэтому не столько практично, сколько созерцательно и аффективно. Желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя твердое знание абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, если не убивает, желание.

Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь желанию, воображение разукрашивает желанный предмет и этим в свою очередь питает желание, явившееся источником его деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление, может заместить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того чтобы претворяться в действие. Оно приближается к пожеланию. Желать еще не значит хотеть.

Желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать неуклюжим словом "хотение", когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение - это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит.

ХОТЕНИЕ.
Хотения являются более высокой стадией в развитии мотивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием, хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

Как бы ни отличались влечение, желание и хотение друг от друга, каждое из них выражает стремление - то внутреннее противоречивое состояние недостатка, нужды, страдания, беспокойства и вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию. В ряде случаев побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосредственно влечет за собой действие.

Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию.

Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие; случается, что прежде, чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к ее достижению.
Иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Положение осложняется. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов.

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо отлаженной машины:
Он переживает то, что с ним происходит и им свершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций.

ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

ЭМОЦИИ выражают состояние субъекта и его отношение к объекту, а также обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком.
Например : удовольствие - неудовольствие, веселье - грусть, радость - печаль и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство: в ревности, например, страстная любовь уживается с жгучей ненавистью.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам, целям его деятельности.

АФФЕКТ - это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

СТРАСТЬ - это также сильное, но в отличие от аффекта, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является лишь вспышкой.

Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления. Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление здесь преобладает над чувствованием.

НАСТРОЕНИЯ - это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально.

Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие - в потребностях. Поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем самую эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство. Одно явно неотрывно от другого.

Таким образом, роль эмоций в деятельности человека оказывается двойственной: возникая в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждением к деятельности.

ВЫВОД. Для удовлетворения потребности эмоционально окрашенное истинное желание ( хотение) находит средства, с помощью которых эта цель может быть достигнута.

Но обычно у людей множество желаний. Какие из них нужно удовлетворять, а какие нет? Какие желания удовлетворять в первую очередь? Как избавиться от желаний ?

Об этом - СЛЕДУЮЩИЕ РАССЫЛКИ