Предыдущая   На главную   Содержание
 
О СЧАСТЬЕ
 
Состояние счастья определяется двумя составляющими: объективной и субъективной. Объективная, бытийная составляющая связана с условиями и обстоятельствами жизни человека. Субъективная же составляющая связана с внутренним миром человека. Она и определяет его восприятие жизни, его отношение к ней и к определяющим эту жизнь обстоятельствам.

На вопрос, что такое счастье - каждый человек ответит по-своему. Для одних счастье - любимый человек, для других - любимое дело, любимая работа, для третьих - спокойствие, для четвертых - возможность творчества, для пятых - дети, шестые считают, что счастье можно купить, для седьмых счастье - это здоровье, для восьмых - счастье в борьбе, преодолении трудностей и достижении цели, для девятых - счастье в вере. Несмотря на разнообразие суждений, практически каждый человек признает, что у других людей могут быть иные, отличные от его понятия о счастье

Шкала нормальных потребностей нормального человека будет выглядеть следующим образом:
1 Дыхание
2 Вода
3 Пища
4 Здоровье
5 Секс
6 Аффинити (дружба, духовная близость)
7 Материальные блага
8 Физическая культура
9 Душевные потребности
10 Интеллектуальные потребности
11 Помощь
12 Любовь

Потребности с 1 по 6 особых пояснений не требуют. Отметим лишь, что для здоровья психический и психологический аспекты так же важны, как и здоровье физическое. Термин аффинити заимствован из диалектики, поскольку наиболее точно отражает потребность человека в дружбе, в возможности сказать и быть услышанным, получив в ответ сочувствие, участие и совет, в духовной близости, чувстве локтя и безопасности в кругу друзей.

Что же является критерием достаточности материальных благ?

Потребность в материальных благах, в том числе в деньгах как их квинтэссенции, для каждого человека своя. Одному достаточно "хрущовки", садового участка и дохода в 500 рублей в месяц, другому необходима вилла на Багамах и автомобиль "Линкольн", не говоря уже обо всех остальных вещах столь необходимых "солидному" человеку.
В сущности, человеку нужны лишь средства на жилье, одежду и еду, причем в количестве, соответствующем одному человеку.
И проблема не в патологической жадности человека как вида. Материальные блага нужны индивиду для того, чтобы адаптироваться в той социальной среде, в которой он живет.
Их количество зависит, таким образом, от окружения индивида, вернее от тех требований, которые его окружение предъявляет.
И естественно, что каждый индивид в той или иной мере в зависимости от степени влияния на него окружающей среды стремится соответствовать этим требованиям. Поэтому каждый человек должен определиться - чего и сколько ему надо, и надо ли. Может быть проще сменить круг общения и не растрачивать свою энергию и здоровье на труднодостижимые цели.

Потребность в физической культуре наиболее ярко проявляется в том случае, если работа человека не связана с физическим напряжением и все остальные потребности (особенно потребность в здоровье) полностью удовлетворены. В этом случае организм просто просит движения. Заметим, что большинству людей хочется (именно хочется) заниматься легкоатлетическими или игровыми видами спорта. Это связано, с тем, что они точнее всего соответствуют физической нагрузке на человека в то время, когда он сформировался как вид.

Душевные потребности выражаются в желании испытывать весь спектр эмоций, присущих человеку. В реальной жизни многих эмоций (например, страха) не нам достает, и это объясняет широкое распространение фильмов ужасов, фильмов-катастроф и компьютерных игр, цель которых - убежать от преследователя. Следует отметить, что искусство играет ведущую роль в удовлетворении душевных потребностей.

Интеллектуальные потребности выражаются в стремлении к творчеству на основе мыслительной деятельности. Целью всех этих проявлений здесь является изменение окружающего мира путем внесения в него новых приемов, методов, технологий, устройств, идей, моделей, теорий и т.д. Часто это связано с профессиональной деятельностью человека или проявляется в хобби. При этом решается два типа задач: задачи анализа - цель решения, которых состоит в объяснении существующего и задачи синтеза, решение которых создает новые объекты. К интеллектуальным потребностям относятся также идейные искания или духовные потребности: поиски смысла жизни, системы ценностей, религии, рационального устройства общества, новых социальных идей и т.д. Двадцатый век оказался на редкость плодовитым даже не столько в плане новых идей, сколько в технических возможностях для их реализации. Опробована идея социализма во всех ее проявлениях от Камбоджи до Швеции, "холодная" война, гонка вооружения, серия локальных конфликтов показали бесперспективность решения межнациональных конфликтов с позиции силы, глобальные экономические катастрофы привели к пониманию необходимости сосуществования человека с окружающей его природой, развитие психологии приоткрыло завесу под человеческой природой и наверное только ленивый не создал своею религию... . Список можно продолжать.

Потребность в помощи проявляется последовательно в заботе о своей семье и о своих близких, в сохранении своего селения (города), своей страны и человечества в целом. Она проявляется в виде публичного изложения результатов своей деятельности непосредственно перед аудиторией или с использованием технических средств: публикации, радио, телевидение, компьютерные сети.

И, наконец, высшая потребность - потребность в любви. В данном случае она не имеет ничего общего со слепой любовью матери, строгой любовью отца или любовью супругов, которая по существу является комбинацией потребностей 5, 6 и 11. Это скорее любовь высшего существа к существующему миру, она принимает его таким, каков он есть, понимает, что другого такого мира не будет и поэтому он ценен, а совершенствование этого мира возможно лишь через его саморазвитие.

С целью проверки последовательности реализации потребностей интересно рассмотреть развитие ребенка.
Новорожденный требует реализации потребностей 1-4.
В 2 месяца ребенок узнает мать. А затем и других близких, в 9 месяцев требует первые материальные блага - игрушки. В тоже время начинает двигаться - ползать, а затем ходить. Примерно в 2 года начинает общаться не только с родителями. Но и со сверстниками, приобщается к элементам искусства (музыка, стихи, мультфильмы). Таким образом, реализуются душевные потребности.
В 3 года ребенок начинает рисовать, лепить, в 4 - пытается помогать взрослым, а в 7 помогает уже вполне сознательно и даже может иметь свои минимальные обязанности. Потребность 5 возникает в процессе полового созревания примерно в 13 лет. Обычно она в течение ряда лет не удовлетворяется как в силу моральных ограничений, так и в силу неполного социального развития подростков. Ситуация отягощается еще и тем, что это период начала реализации духовных исканий. Причем взрослые в этот период уже не могут ответить на все его вопросы. Все это вызывает психологическое напряжение (фрустрацию) и известно под названием переходного возраста.

Потребности с 1 по 5 имеются не только у человека, но и у животных и растений и реализуются в той же последовательности. Только растения в отличие от животных потребляют углекислый газ и солнечный свет. Для отдельных видов высокоорганизованных животных характерна потребность 6. Собакам и кошкам, например, требуется общение с хозяином. Если хозяин надолго исчезает, то они грустят, когда он появляется, собаки радуются, а вот кошки еще некоторое время таят обиду. Стадные животные могут помогать друг другу. Однако эта помощь принципиально отличается от того, что мы называем помощью как потребностью человека. У животных помощь отдельному индивиду служит целям сохранения стаи, без которой и жизнь отдельного индивида невозможна. Однако когда стая спасается бегством от хищника никто не придет на помощь отставшему животному. Помощь здесь служит интересам выживания вида. Иное дело у человека. Оказывая помощь другим людям, человек вроде бы ведет себя неразумно, так как ослабляет себя во внутривидовой конкуренции, поскольку человеку как виду ничто не угрожает. Однако такая помощь (бескорыстная и жертвенная) - также потребность человека, хотя и высшая и в этом ее принципиальное отличие от помощи животных друг другу и случаев когда домашние животные помогают хозяину. В двух последних ситуациях помощь все же эгоистична. Следует отметить, что потребности 1-6 бессознательны и всегда могут быть выражены неречевыми элементами общения, а остальные - высшие потребности являются продуктом цивилизации, свойственными только человеку и могут быть переданы только словами.

Рассмотрение шкалы позволяет выявить еще один закон - порядок реализации потребностей в жизнедеятельности определяется невозможностью полной реализации последующей потребности без предыдущей. Так человек лишенный воды не думает о пище, лишенный полноценного питания не может быть здоров, для больного недоступна полноценная половая жизнь, а лишенный последней, как правило, имеет проблемы с окружающими. И это сравнение можно продолжать.

Однако существуют и другие законы проявления нормальных потребностей в жизнедеятельности. Рассмотрим их более подробно.
1. Если одна из потребностей не реализуется, то соседние с ней усилены с целью как-то компенсировать потери. Остальные потребности при этом ослаблены тем больше, чем дальше они от первой. Например, человек, не имеющий духовно близких людей стремится компенсировать это за счет секса и накопления материальных благ. При этом меньшее значение имеет, как правило, забота о здоровье и потребность в физической культуре.
2. Если же какая-либо из потребностей реализуется полностью, то соседние с ней ослаблены тем больше, чем ближе они к ней расположены. Так человек, полностью реализовавший себя сексуально, редко заботиться о здоровье и не ищет дополнительной духовной близости, а имеющий избыток материальных благ к тому же практически никогда не занимается физической культурой.
3. При полной реализации одной из потребностей возникают необходимые и достаточные условия для реализации последующей. Это проявление философского закона о переходе количества в качество - закона о развитии. Обычно психологи называют этот процесс самоактулизацией, понимая под этим в основном высшие потребности. Однако фактически переход к более высокой потребности предопределен, хотя для высших потребностей он и происходит через желания и волю человека. Более того, человек сознательно стремится реализовать эти более высокие потребности. Так желание и возможность творчества имеется и как у небогатых людей, так и у людей с физическими недостатками. Но голодный человек думает только о еде.
4. Вместе с тем, разумное ограничение потребностей человека является стимулом к развитию. Многие существующие системы используют этот факт. Например, священники, желающие делать карьеру, вынуждены отказаться от семейной жизни и вся их энергия идет на служение церкви. Факт разумного ограничения потребностей не противоречие теории, а диалектика развития потребностей человека: избыточная реализация тормозит дальнейшее развитие человека, недостаточная также тормозит развитие, вызывая при этом еще и нервное напряжение. Так, человек, который не в состоянии получить необходимые ему материальные блага, будет упорно разрешать этот вопрос, разрушая тем самым свою психику и разрушая пути для дальнейшего развития.
5. Однако здесь наблюдается и обратная связь: неполная реализация высших потребностей разрушает нижние. В приведенном выше примере человек также будет терять друзей, любимых и свое здоровье. При этом степень разрушения определяется двумя факторами: наиболее сильно разрушаются ближайшие к нереализованной потребности. Вместе с этим очень сильному влиянию подвергается потребность находящаяся 3-мя уровнями ниже. Так человек, не помогающий другим, не заботиться и о своей физической форме, прекращение творческой деятельности влечет материальные издержки. Душевные потребности влияют на отношения с близкими, прекращение физических занятий не способствует сексуальной активности, материальные затруднения разрушают физическое и психическое здоровье, а отсутствие друзей для древнего человека означало возможность умереть от голода.
6. Причина такого влияния состоит в симметрии, гармонии потребностей, которые можно объединить в три группы, элементы которых последовательно чередуются в шкале.
Первая группа: дыхание, здоровье, материальные блага, творчество.
Вторая группа: вода, секс, физическая культура, помощь.
Третья группа: пища, аффинити, душевное потребности, любовь.
Несмотря на то, что элементы в группах отдалены друг от друга, они имеют внутреннее сходство, общую тенденцию. Таким образом, в шкале нормальных потребностей присутствует как бы внутренний ритм.
7. И эта особенность позволяет сделать предположение, что, указанные в шкале потребности, являются необходимыми и достаточными для развития как отдельного человека, так и человечества в целом. Другими словами - любая потребность человека имеет в своей основе одну из потребностей шкалы.

Приведу примеры.
Потребность в безопасности есть не что иное как невроз - продукт деятельности мозга. Обычно люди прилагают массу усилий для предотвращения нежелательных событий, вероятность наступления которых крайне низка. И они отравляют этим себе жизнь. Прекрасно об этом феномене сказал Карнеги: "Надо перестать беспокоиться и начать жить". Животные ввиду отсутствия интеллекта и возможности прогнозирования начинают заботится о безопасности только при реальной опасности. Они, как и человек, выше безопасности ставят только голод и жажду. Таким образом, потребность в безопасности есть не что иное, как потребность в сохранении здоровья. В обществе эта потребность гипертрофирована и выражается в стремлении человека иметь оружие, а в межгосударственных отношениях в гонке вооружений.
Потребность в личной территории у животных вызвана необходимостью иметь достаточное количество пищи, воды и чистого (не загрязненного продуктами жизнедеятельности) пространства для сохранения здоровья, человек использует личную территорию еще и для хранения своих материальных благ.
Потребность в заботе о детях объясняется тем, что родители, особенно мать, воспринимают ребенка как часть самого себя. И выражение "моя кровинушка" это подтверждает. Известный в психологии принцип экономии сил и рассматриваемый в повседневной жизни как лень имеет в основе заботу о здоровье. Подсознательно человек понимает, что от работы организм изнашивается. Известна пословица - "от работы кони дохнут" и Уоркер, проживший 110 лет, говорил: "Я никогда не стою, если можно сидеть".
Потребность в вооруженности знаниями и умениями существует только у детей и проявлятся в виде подражания взрослым или игры. Чем взрослее человек, тем меньше у него желания учиться просто так - когда обучение не связано с реализацией каких-либо других потребностей человека.
Потребность в самоактуализации, развитии, преодолении препятствий, рефлекс свободы и рефлекс независимости - суть не потребности, а механизм с помощью которого человек реализует свои высшие потребности.
Потребность в уважении (почитании): стремление к компетентности, достижению успехов, признанию, авторитету, самоутверждению в группе, потребность в лидерстве - как ни странно не являются нормальными - они в своей основе имеют власть - возможность жить за счет общества. Отметим, что если рассматривать власть в исторической перспективе, то ее сила постепенно ослабевает: если 1000 лет назад власть затрагивала не только все потребности, но и саму жизнь человека, то сейчас ее влияние распространяется лишь высшие потребности. И это (ослабление власти) также свидетельствует о прогрессе цивилизации. Также следует подчеркнуть, что потребность во власти необходимо отличать от потребности в принадлежности и любви, стремлении быть признанным и понятым в основе которых лежит аффинити.
Как уже отмечалось ранее, низшие потребности являются продуктом природы, а высшие - продуктом цивилизации.

Представляет интерес также распределение потребностей в обществе. Получить такое распределение возможно проанализировав частоту воспроизведения потребностей в ... анекдотах. Они вне политики и идеологии, их никто не контролирует, их огромное множество (можно собрать достаточную статистику) и главное они отражают интересы и потребности самых широких слоев населения. Ниже приведен анализ распределения потребностей в России по известному в застойные времена сборнику армянских (а точнее советских) анекдотов - как ни странно с тех пор мало что изменилось. Распределение практически нормальное - что само по себе свидетельствует о достоверности результатов. Повышенный интерес к материальным благам объясняется бедностью населения, а к интеллектуальным потребностям, тем, что анедоты придумывают не глупые люди, и естественно они их придумывают их и о себе - однако, от такие анекдоты не задерживаются в массовом сознании.
Более важное значение имеет интерес к сексу, который превалирует над всеми остальными потребностями и в западных странах. Это следствие ошибочного решения данного вопроса в традиционной христианской доктрине. Институт семьи и моногамия ни в малейшей мере не способствуют удовлетворению этой потребности, так как стоят на пути инстинктивного поведения человека как вида. И это проблема западной цивилизации. На востоке такой проблемы нет. Опросы общественного мнения на западе свидетельствуют о том, что людей больше всего интересует их здоровье, секс и отношение с другими людьми (аффинити). Повышенный интерес к материальным благам - удел бедных стран. Что же касается обнадеживающих практических результатов на пути поворота общества от низших к высшим потребностям, то их пока нет. Однако теоретическая база вполне подготовлена: ряд стран Востока продвинулись в этом плане дальше и может быть перешли бы и в область практической реализации, если бы не влияние Запада, который отстаивает свой технократический путь развития цивилизации. Кроме теологических теорий на Западе появились социалисты-утописты, а из современных теоретических проработок этого вопроса следует отметить книгу Даниила Андреева "Роза Мира". В итоге оба эти пути сольются хотя бы потому, что истина одна. И, наконец, рассмотрев нормальные потребности взрослого человека и законы проявления этих потребностей в жизнедеятельности можно сформулировать понятие счастья.

Счастье это последовательная эволюция потребностей человека при сохранении баланса между потребностями уже достигнутыми.

Именно баланса, а не равенства. А профиль (количественная реализация потребностей человека по шкале) определяется физико-психологическим типом личности. Поэтому люди и считают, что счастье у каждого свое.
Многие люди, стремясь к счастью, нередко испытывают странное неудобство в связи с этим стремлением. Почему-то им кажется, что их стремление либо незаконно, либо неоправданно, либо вовсе не осуществимо. Родители и педагоги, окружающие и пропагандисты на протяжении всей жизни обманывали людей призраком, миражем близкого счастья, от чего у многих остался горький осадок в душе, выражаемый примерно так: "Счастья вообще не существует. Даже если оно существует, оно недостижимо. Даже если оно и достижимо, то, во всяком случае, не мною лично".
Люди безмерно заблуждаются, воспринимая счастье как нечто лежащее за пределами их собственной жизни. На самом деле каждому и каждой счастье назначено. Недоверие же к собственным силам препятствует его обретению любым по своему собственному желанию.

Счастье - это естественный результат целенаправленных усилий человека, стремящегося к полноте самореализации.

Счастье - не миф, а закономерный плод мудрой жизни. Но какой она должна быть, эта мудрая жизнь?
Счастье есть состояние наивысшей жизненности, максимальной интегрированности, завершенной целостности, совершающей свой развитие в равновесии и согласованности всех частей и элементов, слагающих жизненный мир конкретного человека.

Переживание счастья становится возможным лишь в овладении человеком мастерства в осознанном управлении собственным развитием.

Необходимо получить доступ ко всем без исключения ресурсам собственной психики и своего организма. Необходимо примириться со всем своим прошлым опытом, тем самым, получая его в собственное произвольное распоряжение. Необходимо исполнить свой долг по отношению к каждому потенциалу, живущему в собственной душе, - раскрыть все способности и согласованно их реализовать.
Скажете, такая полнота самопроявления фантастична. Ничуть!
Просто никто не учит людей становиться хозяевами собственной судьбы. Никто не обучает прикладной науке счастья. Никто не заботится о том, чтобы с младых ногтей они встали на победоносный путь обретения собственной целостности, тем самым становясь служителями красоты и провозвестниками самореализации как высшего смысла личного бытия.

Счастье - в свободе, свободной от любых стеснений и ограничений, кроме тех, что добровольно принимаются самым человеком в трезвом уме и твердой памяти.

Счастье - в исполнении множества малых и больших "хорошо", совокупность которых рождает экстатическое переживание собственной законности и собственной целостности.

Каждый человек прекрасно знает, что такое "хорошо" для него самого, и даже знает, каким образом он может последовательно и целенаправленно реализовать все эти "хорошо". Просто вокруг все так настроены против его "хорошо" и так препятствуют ему в осуществлении этих "хорошо", что он сам привыкает стоять у себя на пути и добровольно отказывается от мыслей о достижении счастья, утрачивая доверие к собственным силам.
Следует просто почаще думать о том счастье, которое создается нами на каждом шагу. Стремление к действительному счастью является главным субъективным ориентиром жизни любого человеческого существа. Счастье присутствует в нашем внутреннем мире как важнейший целеуказатель, направляясь к которому, мы по пути исполняем свой долг перед собственной внутренней природой и одариваем окружающих плодами раскрытых нами способностей и даров. Нужно почаще трудиться разумом, представляя себе это самое счастье, размышляя о нем и собирая свидетельства достигших счастья относительно того, чего следует придерживаться на пути к вершине жизненности, а чего - старательно избегать.
Не следует мистифицировать счастье, относя его в область фантазий или детских сказок. Счастье нужно конструировать вполне осознанно, последовательно и целенаправленно, подобно тому, как прокладывают канал в пустыне или строят дом для детей и внуков. Достижение счастья является для каждого из людей главным проектом всей жизни, главным делом личной судьбы, главным центральным смыслом всего индивидуального существования.

Без обретения полноты счастья человек остается недосказанным, недоделанным, недосиявшим.

Какими бы напряженными усилиями ни выстраивалось счастье, само по себе оно всегда переживается как абсолютное расслабление, как слияние с космическим потоком живого бытия, как предоставление всего себя мудрости движущих сил вселенной. Лишь научившийся созидать и выстраивать человек может по достоинству оценить творческую мудрость природы и научиться не мешать действию природных законов развития существования.

Мудрая жизнь - это жизнь под эгидой стремления к счастью.

Мудрая жизнь - это жизнь, преисполненная доверием к самому себе и пониманием драгоценности всех своих "хочется".

Мудрая жизнь полна уважения к законам, насыщена восхищением естественностью и никогда не отказывается от стремления к тому, что робким и унылым кажется недостижимым.

Мудрая жизнь развивается под девизом - "Человек становится человеком лишь тогда, когда он приступает к деланию того, что ему действительно нравится, т.е. становится хозяином собственного существования".

Мудрость есть доверие самой жизни, а мудрая жизнь - это жизнь, развивающаяся при полном доверии, оказываемом движению всего происходящего.