Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ НЕПОНИМАНИЯ САМОГО СЕБЯ
 
Каждый из нас к себе относится очень неравнодушно. Оно и понятно - ведь ближе, роднее и значимее для нас никого в целом свете нет. Поэтому мы изо всех сил стараемся поддерживать представление о самих себе целостным и интегрированным, единым и согласованным, чтобы в нем не было досадных противоречий и нелепых ошибок. Но как ни странно, хотя ближе к нам никого нет, чем мы сами, как раз сами-то себя порой мы не очень хорошо понимаем, если не сказать, вовсе не понимаем.
Окружающая жизнь организована намного сложнее наших поверхностных представлений о непротиворечивости и наших узко формальных представлений о бинарной логике типа "да-нет". Жизнь полна нюансов и полутонов, оттенков и тембров, порой насколько сложных, что ни о каких формальных, механических согласованиях и речи быть не может. Взять хотя бы картину великого мастера, сотканную из самых противоречивых контрастирующих друг с другом тонов, и в то же время единую, гармоничную, композиционно стройную и содержательно целостную.
На поддержание целостной картины образа "Я" наш организм затрачивает немалую энергию, однако из-за нашей собственной необязательности и неаккуратности в обращении с личным внутренним опытом, ему дорого это дается. Дело в том, что люди излишне плотно включились в сюжеты и события внешнего мира и привыкли наводить порядок только вовне, почти напрочь позабыв о существовании мира внутреннего, который собственно и является источником любых внешних координаций и построений.
Люди разучились заботиться о своем внутреннем психическом пространстве, в результате чего оно оказалось в запустении и значительно хаотизировано чуть ли не у каждого из ныне живущих.
Реальностью сегодняшнего дня оказывается образ "Я", расколотый на множество плохо согласующихся друг с другом частей, расщепленный на ряд самостоятельных фрагментов, которые не могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому любые восприятия, поступки и решения человека руководятся не интегрально объединенной целостной психикой, а передоверяются различным частям, или, как их принято называть, субличностям.
Для того, чтобы интегрировать все элементы и области внутреннего опыта, привести их во взаимное соответствие и придать каждому свой приоритет, расставить акценты и связать с личностными значениями, необходима осознанная работа интеграции. Лишь при сознательном рассмотрении отдельных конфликтных тем, по которым внутри психического мира развивается борьба между частями за право руководить внешним поведением человека, возможно согласование и гармонизация различных фрагментов опыта.
Несогласованные участки опыта разделены с другими фрагментами конфликтным барьером. Поэтому они не могут принимать участие в целостной работе психического. Многое воспринимается нами неверно из-за усвоенных в раннем детстве неэффективных стереотипов, которые были ценны когда-то, но оказались, безусловно, вредными и стагнирующими сегодня. Многое воспринимается неверно из-за вынужденной поспешности и элементарной избыточности поступающей извне информации.
Многое новое не приводится в соответствие с уже накопленным опытом, а потому рассогласования возникают неизбежно. Однако вытесненные в подсознание неинтегрированные части опыта продолжают свою бурную жизнь, изнутри подтачивая существование психики.
Они продолжают настаивать на собственной частичной правоте и требуют значительной энергии, затрачиваемой на поддержание их вытеснения, их сокрытие от самого человека. Они ведут к накоплению внутреннего хаоса, приводят к порождению ошибок и неточностей в поведении, увлекают человека на путь следования привычным стереотипам там, где необходимо принятие осознанных решений.
Оставаясь бессознательными, эти неусвоенные, точнее, неверно усвоенные части опыта беспокоят нас весьма существенно, изматывая, ведя к развитию психосоматических заболеваний и вызывая смутную тревогу и значительный эмоциональный дискомфорт. Так что проблема реинтеграции образа "Я", восстановления собственной целостности посредством планомерного осуществления сознательного процесса расстановки всех элементов опыта на отведенные им места в общей картине мира - забота более чем серьезная. Это центральная забота человека, претендующего на обладание счастьем и достижение высшей эффективности, имя которой - самореализация.
Подобно суетливой неряшливой хозяйке, значительную часть своего каждодневного опыта мы спешим "замести под ковер", руководствуясь поговоркой "с глаз долой - из сердца вон", Однако особенность внутреннего опыта заключается в том, что он подобно энергии и материи в принципе неуничтожим!
Все то, что поступило в наш психический организм по сенсорным каналам и достигло нашего мозга (не обязательно сознания), все это навсегда остается в нас - и образы, и мнения, и переживания, и страхи, и надежды. Получается, что мы всегда имеем дело с полным набором жизненных впечатлений, и лишь от нас самих зависит, как распорядиться этим биографическим сокровищем, как выстроить его в соответствии с собственными планами и пожеланиями.

Необходимость интеграции обусловлена несколькими практическими соображениями.

Во-первых, поддержание сокрытия какого-либо элемента опыта от сознания, представляющего властвующую области психического, требует немалых энергетических затрат, которые прекращаются при успешной реинтеграции.
Во-вторых, не включенная в целостное психическое часть исключена из общего процесса переработки информации и принятия решений, т.е. она энергию отнимает, а пользы-то от нее практически никакой. Оно и понятно. Подобно болезнетворному микроорганизму, неинтегрированный фрагмент опыта отделен от остального психического пространства конфликтным барьером, не позволяющим согласоваться с другими частями.
В-третьих, неинтегрированные внутренние содержания способствуют нарастанию внутреннего хаоса, который создает крайне опасный эмоциональный фон, поддерживая смутную тревогу. Она после оказывается не только причиной немотивированных поступков, но и ослабляет иммунитет и приводит к развитию всевозможных заболеваний, большинство из которых имеет явную психосоматическую природу.

Без регулярного проведения планомерной системной осознанной ре-интеграционной работы внутри самого себя человеку никак не стать ни счастливым, ни успешно творческим, ни профессионально эффективным.

Достижение и поддержание высокого уровня интегрированности внутреннего мира и предотвращение хронических конфликтов различных областей психического мира как раз и составляет предмет психокультуры. Регулярные "генеральные уборки" позволяют максимально полно использовать сокровище своего биографического имущества, каковым является целостный накопленный за жизнь опыт, поддерживать высокий уровень энергетизма и работоспособности и защищаться от множества заболеваний и неприятностей, большинство из которых связаны именно с уровнем внутреннего психоэмоционального благополучия.
Действительное переживание собственной гармонии, которое тождественно пониманию самого себя, осознанному приятию собственных черт, особенностей и мотивов, достижимо лишь при глубокой внутренней интеграции психики.
Творчество сознательной реинтеграции вовсе не является механическим ремесленничеством, но именно искусством, высоким художеством. Порой не требуется изобретать прямолинейные логические связи между отдельными элементами опыта и внешне противоречащими восприятиями и переживаниями.
Для облегчения процессов реинтеграции достаточно простого осознанного приятия, предоставления каждому фрагменту опыта его собственного места в пространстве психического.
Человек должен относится ко всему содержащемуся в его внутреннем мире как к драгоценному наследию прожитых лет. Не так уж важно, что какие-то части противоречат друг другу - места в сокровенном внутреннем пространстве хватит на все и на всех, в то же время любая часть в своем время может быть использована как ресурс.
Получается нечто аналогичное полифонии этнических культур. Монохроматический, линейный, однообразный мир беден и сер, скучен и уныл. Каждая культура, каждый человек, каждый опыт являются элементами адаптационных стратегий, эффективных в свое время и при своих условиях. Чем богаче арсенал имеющихся в распоряжении средств, тем больше творческий потенциал организма, тем вероятнее выживание и развитие, сопровождающиеся переживаниями радости и счастья.
Достигаемая в процессе сознательной психической реинтеграции многокрасочность души и приятна, и полезна. Конечно, к этой особенной работе следует привыкнуть. Ее необходимо освоить, как и всякое мастерское занятие. Однако результаты такой внутренней самотворческой деятельности оказываются, безусловно, ценными и радующими.


ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ можно здесь:
http://content.mail.ru/arch/arch_14825.html

С уважением Агата