Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
?246. КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕЗЮМЕ?
 
Принимаясь за подготовку собственного резюме, Вы в какой-то степени начинаете заниматься саморекламой.

На первом этапе приглашение на собеседование зависит от того, насколько Ваше резюме заинтересует работодателя.
Если оно составлено правильно, читающий его обязательно захочет встретиться с Вами лично.




КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕЗЮМЕ?



КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕЗЮМЕ?
Помните о том, что резюме и автобиография - это не одно и то же!

Во-первых, Ваше резюме не должно быть объемным.
Информация, представленная в нем, должна быть избирательна.
Желательно, чтобы резюме умещалось на одном обычном листе (А4), заполненном с одной стороны, так как на его просмотр обычно затрачивается не более 3-х минут.
Многостраничное резюме, содержащее массу ненужных подробностей, может произвести негативное впечатление. В таких случаях создается впечатление, что автор излишне многословен и не способен выделить главное.

Иначе говоря, Вы должны описать именно те аспекты Вашего профессионального опыта, которые соответствуют вакансии, на которую Вы претендуете.

Во-вторых, совершенно не выигрышно смотрится резюме, содержащее минимум информации. Например, вместо указания организаций и должностей, которые довелось занимать соискателю, он пишет: "С 2003 года работал в нескольких фирмах, занимающихся информационными технологиями". Конечно, никто не станет заниматься расшифровкой такого "засекреченного" резюме.


ЗАЧЕМ НУЖНО РЕЗЮМЕ?
Почему резюме становится более и более популярным в практике отбора и приема на работу?
Это, как правило, заочная форма знакомства.
Резюме чаще всего отправляется по факсу или по почте.
Таким образом, экономится время как соискателя, так и того, кто подбирает персонал - будь то непосредственно работодатель или служба, помогающая ему в этом.

Кроме того, подготовка такой автобиографии поможет вам самим более ясно осознать свой профессиональный путь и четко определить пожелания и требования к работе, которую вы хотите найти. Составив один раз резюме, вы избавляете себя от необходимости каждый раз лихорадочно вспоминать даты начала и окончания этапов профессионального пути. Имея его перед собой на собеседовании, вы уже не забудете случайно одно из своих многочисленных достоинств. Оно пригодится вам для справки во время телефонного разговора с работодателем, будет удобным источником информации при заполнении анкет и заявлений. Вы можете сделать достаточное количество копий этого документа и забросать ими все агентства по подбору персонала и интересующие вас фирмы. Немаловажен и такой психологический момент - удачно составленное жизнеописание, список собственных достижений позволяет человеку чувствовать себя увереннее.


РЕЗЮМЕ ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ:

1. Личные данные и контактная информация:

Ваше имя, фамилия, отчество
Год рождения, количество полных лет
Семейное положение, дети (возраст)
Адрес проживания и прописки, контактные номера телефонов (домашний, мобильный), адрес электронной почты.

Первое, с чего вы начинаете резюме - крупными буквами (чем крупнее, тем лучше, но в рамках приличия) пишете фамилию, имя и отчество.
Затем указываете все возможные способы связи: телефоны, электронный адрес.

В некоторых источниках рекомендуется указывать еще и почтовый адрес. Но этого лучше не делать, потому что потенциальный работодатель, рассматривая несколько кандидатур (в том числе вашу), почти всегда предпочтет человека, живущего рядом с местом предполагаемой работы (возможно, он собирается регулярно задерживать вас на работе и не хочет зависеть от расписания вашего автобуса или электрички).
Здесь есть еще один важный момент. Указав адрес места жительства, легче нарваться на вопрос: "Вы москвич(ка)?"
Не стоит и говорить, что для человека приезжего этот вопрос означает почти моментальный "смертный" приговор. Совсем по-другому тот же самый работодатель посмотрит на вас, когда, уже взяв вас на работу, вдруг узнает, что регистрация ваша в Москве "заканчивается через два месяца, и я совершенно не знаю, что со мной будет дальше".
Но, эти советы больше подходят тем, кто приехал издалека и не собирается возвращаться в родные пенаты.


2. Цель:

Обязательно укажите должность, на которую Вы претендуете.
Не заставляйте человека, читающего Ваше резюме, угадывать чего Вам хочется. Можно указать несколько вакансий, желательно не более 3-х и близких по виду деятельности.
Например: "секретарь-референт, офис-менеджер, администратор".
Не стоит, например, писать, что Вы хотели бы получить работу "повара в ресторане или мастера по электрике".

Но если жизненные обстоятельства сложились так, что Вам экстренно нужна любая работа, лучше подготовьте несколько вариантов резюме. Пусть в ресторане получат резюме повара, а в жилищной компаний - резюме мастера по электрике.
Тогда приглашения пройти собеседование будут поступать гораздо чаще.

Принято писать примерно так: "получение работы в финансовом (плановом и так далее) отделе компании с перспективой дальнейшего карьерного роста". Может быть, вам карьерный рост на самом деле "до лампочки" и вы хотите просто перекантоваться в данной фирме, в ожидании более выгодных предложений.
Но эта приписка фактически означает, что вы нацелены на долгосрочное сотрудничество с компанией, и точно не будет оставлена работодателем без внимания.

И если вас пригласят на собеседование с таким резюме, это также не означает, что карьерный рост у вас в кармане. Просто работодатель купился на то, что раз вы жаждете карьеры, вы не бросите его через какие-нибудь полгода, а станете надежным звеном в его цепи.


3. Образование:

Указывается с датами в обратном порядке, т.е. на верхней строчке должно быть помещено последнее учебное заведение.
Оформить данный раздел необходимо следующим образом:
год поступления - окончания
название учебного заведения
факультет
специальность
квалификация
Желательно указать полное название учебного заведения и не заставлять человека, читающего Ваше резюме, заниматься разгадыванием сложных аббревиатур.
Конечно, аббревиатура ПетрГУ вопросов не у кого не вызовет, но как расшифровать, например, РВВАИУ или ДПИ.
Людям, еще не окончившим ВУЗ, представляется большой простор для размаха фантазии. Нет корочки - нет доказательств. Устраиваемся аналитиком в банк? Отлично! Специальность "финансовый менеджмент" или "банковское дело" будет очень кстати.

Но все это, разумеется, только в том случае, если ваша будущая работа принимает студентов за друзей человека. В противном случае то, что вы еще пока учитесь, лучше хранить в целости и сохранности до самого собеседования.

Если, кроме института, больше ничего не было, указываем школу. Здесь тоже есть свои тонкости.
Про "школьные годы чудесные" в резюме стоит упомянуть лишь в том случае, если Вы закончили спецшколу, обучение в которой связано с Вашей специальностью.

Или, как вариант для некоторых, пойдите работодателю навстречу: в рекламное агентство несите информацию о специализированной школе с уклоном в русский язык, литературу и историю. В банке или фирме, находящимся в поиске экономиста или бухгалтера, хорошо пройдет сказка о физико-математическом лицее (если это не сказка, тем лучше).
Пусть работодатель знает, что у вас с детства (ну, по крайней мере, с юности) склонность именно к той работе, которую он сейчас предлагает. И что вашу профессию вы именно выбрали, а не пошли туда потому, что больше нигде вас просто не взяли. Если вы поверите в то, что вы сразу были лучше всех, то и работодателю будет легче в это поверить.

Не забудьте сообщить об окончании курсов и получении сертификатов по специальности, но указывайте то, что имеет прямое отношение к вашей квалификации или должности, которую Вы хотите занять.


4.Опыт работы:

Необходимо очень серьезно подойти к этому разделу. Опыт - именно то, что нужно вашему работодателю, что всегда с вами, независимо от места работы.
Здесь нужно максимально полно изложить все то, что вы умеете, а в некоторых случаях даже не умеете, но о чем сможете просто рассказать.
Как уже было сказано выше, переписать трудовую книжку и на этом успокоиться - ни в одной серьезной компании это не пройдет.

Описывается так же в обратном хронологическом порядке: сначала настоящее или последнее место работы, потом предыдущее и т.д.
Необходимо указать:
Месяц и год начала и окончания работы
Название организации, сфера деятельности
Должность или должности, которые Вы занимали
Должностные обязанности

Последний пункт - самый важный. После его прочтения работодателю должно быть понятно то, что Вы умеете делать.

Например: Если Вы менеджер по продажам, обязательно укажите, с какой продукцией Вы работали, какими продажами (оптовыми или розничными) Вы занимались. Тогда Ваше резюме непременно привлечет внимание работодателя.


5.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Владение иностранными языками
Навыки работы на ПК
Знание специализированных программ
Разработанные проекты
Наличие водительских прав

О личном автомобиле стоит упомянуть лишь в том случае, если Вы готовы его использовать в служебных целях. Например, работать торговым представителем и объезжать магазины на своем автомобиле.
Однако многие соискатели, указав в резюме наличие автомобиля, предпочитают пользоваться только общественным транспортом и отвергают все предложения о работе, связанные с использованием этого самого автомобиля.
В этом случае информация о наличии автомобиля абсолютно лишняя, вряд ли она повысит Ваш социальный статус в глазах работодателя.

Хобби можно указать только в том случае, если оно связано с желаемой вакансией.

Не указывайте своих антропометрических показателей. Никаких 90-60-90, знаков зодиака, роста и веса! В этом нет необходимости.


6.РЕКОМЕНДАЦИИ

Этот пункт вводится в резюме при наличии рекомендаций с предыдущих мест работы.


СОВЕТЫ:

1. Пишите правду! Неправда в написанном виде гораздо хуже неправды, произнесенной вслух. Лучше что-нибудь не указать. Рано или поздно станет известно о вашей "неискренности" в резюме и это может Вам дорого стоить.

2. Пишите резюме на русском языке.
Резюме, написанное только по-английски, не будет воспринято в вашу пользу, даже если вы устраиваетесь на работу в представительство иностранной фирмы.
Родным языком человека, принимающего решение по вашей кандидатуре, скорее всего, будет русский.
Не рассчитывайте, что резюме, написанное по-английски, поможет Вам продемонстрировать знание языка.
Вам все равно придется проходить тестирование, если для вашей работы язык необходим. Непременное владение английским стало сейчас универсальным требованием даже для охранников, но если работа непосредственно с языком не связана, перевод резюме Вам, скорее всего, не понадобиться.

3. Написав резюме, отложите его на некоторое время, после чего посмотрите еще раз. Вы сразу заметите все недостатки, опечатки, грамматические ошибки.


ЧТО НЕ НУЖНО СООБЩАТЬ В РЕЗЮМЕ

Причины ухода со старой работы и поиска новой. Тем более, если ваш уход был связан с какими-то неприятными моментами.
О сокращении штатов и о маленькой зарплате всегда можно рассказать на собеседовании. О конфликтах, если они были, разумеется, лучше умолчать.
Действительно, возможно, вы как специалист, как профессионал, заслуживаете гораздо большего, чем вам могли предложить на предыдущей работе. Но работа в команде требует коммуникабельности. Я точно знаю, что ни один уважающий себя работодатель не возьмет на работу человека, уволенного из-за конфликта с начальством или ушедшего с работы, после того как разругался в пух и прах со своими коллегами.


ЕЩЕ РАЗ КОРОТКО

Естественно, ваше резюме будет не единственным, попавшим на стол к рекрутеру или работодателю. Перебирая их он должен остановить взгляд именно на вашем.

Так каким должно быть резюме, чтобы информация, содержащаяся в нем, достигла своей цели?
- кратким, не больше страницы.
- четким, без пропусков в хронологии, с конкретным описанием мест работы, должностей, примеров достижений.
- красивым, в отпечатанном виде, удобочитаемом формате.
- позитивным, подчеркивающим положительные моменты и сильные стороны.
- индивидуальным, дающим представление о том, чего вы хотите, что умеете и чего стоите.

Лучше, если на резюме приклеена фотография - это психологически очень важная вещь. В момент принятия решения о встрече с вами или приеме вас на работу, фотография может оказаться последней каплей, которая подтолкнет работодателя в нужном направлении. Ведь любой человек в ситуации принятия решения инстинктивно стремится, что называется "присмотреться поближе". Хорошей можно считать ту фотографию, которая позитивно подчеркивает ваши внешние и внутренние качества. К позитивным внешним качествам следует отнести аккуратность в одежде и прическе, а также открытое, доброжелательное выражение лица. Внутренние качества, которые может отразить ваша фотография, это, прежде всего, спокойствие и уверенность в себе. Поэтому не поленитесь сделать несколько фотографий. Покажите их другим людям и посоветуйтесь с ними, прежде чем наклеить ее.


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

. Приведем несколько типичных ошибок:

1. Излишне объемное резюме. Если вы представляете резюме не по предварительной договоренности, а в ответ на объявление о вакансии, то идеальным объемом является одна страница. Для специалиста с большим опытом и длинным послужным списком допустимы две страницы. Думаю, что резюме в три-четыре страницы может быть правильным при отправке по предварительной конкретной договоренности, либо при направлении его в агентство, занимающееся подбором управленцев высшего звена (Executive Search)

2. Рукописное резюме. Если вы претендуете на получение престижной и высокооплачиваемой работы, вы обязаны найти возможность красиво отпечатать ваше резюме. Не пройдя этого теста, вы вряд ли будете рассматриваться как серьезный кандидат. Грубой ошибкой следует считать представление в компанию или кадровое агентство заполненного от руки бланка анкеты, полученного совсем в другом месте (например, вырезанного из газеты).

3. Резюме с излишней информацией. Что только не указывают в резюме. Например, дворянское происхождение, знак зодиака, даты рождения близких родственников, многочисленные увлечения. И даже рост, вес и достоинства фигуры, при этом претендуя не на должность фотомодели, а совсем на другую работу.

4. Резюме, являющееся выпиской из трудовой книжки. Подробно перечисляются все предприятия и должности, даже сведения о занесенных в трудовую книжку благодарностях. И ничего о конкретной работе и достижениях, а именно эти сведения из резюме характеризуют квалификацию претендента и являются очень важными для работодателя.

5. Небрежно и неграмотно составленные резюме. Бывают резюме лиц, указавших 2003 год своим годом рождения, "МИРЕА" вместо "МИРЭА", "должномть" вместо "должность", "Саравов" вместо "Саратов" и т.д.
Плюс к этому отпечатано на машинке с забитыми грязью литерами, из-за чего многие буквы выглядят, как черные пятна.
Очевидная неопрятность резюме невольно ассоциируется с деловыми качествами его автора.


Не повторяйте чужих ошибок!
УСПЕХОВ ВАМ!


Спасибо за внимание, до новых встреч в рассылке

Агата